Меню

МР "Забайкальский район" О районе

История земли Забайкальской примечательна событиями, истоки которых сегодня кроются далеко за пределами очерченных границ муниципального района, для которого 2012 год в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Забайкальского района» от 30 декабря 1966 года стал годом 40-летнего юбилея.
А началось все 1900-х годов. Основание посёлка относится к периоду постройки Кайдаловской ветки Сибирской магистрали. Это был разъезд №86. Было здесь только служебное помещение и два жилых дома путейцев. Разъезд предназначался как раздельный пункт для обеспечения необходимой пропускной способности железнодорожного участка, но железнодорожное хозяйство особого развития не получило, так как основная работа по приёмке и обработке поездов проводилась на ст. Маньчжурия. Дальнейшая судьба разъезда определялась пограничным положением и состоянием советско-китайских отношений.
Переименовали разъезд в станцию Отпор в 1929 году. Связано это было с военным конфликтом на советско-китайской границе и на линии КВЖД, когда войска Особой Дальневосточной армии под командованием В. К. Блюхера дали решительный отпор китайской военщине.
Практически до 50-х годов станция не развивалась. Здесь жило всего около 150 семей железнодорожников и пограничников. Ситуация изменилась после заключения Договора о дружбе и взаимном сотрудничестве между Советским Союзом и КНР. Расширение железнодорожных перевозок требовало развития пограничной станции. Ускоренными темпами проектировались и строились объекты Отпора. Именно в этот период построены практически все существующие парки станции, пункт перестановки вагонов, железнодорожный вокзал, жилые дома и многое другое. В 1954 году открылось первое пассажирское сообщение между столицами СССР и КНР, через станцию Отпор прошел первый пассажирский поезд «Москва-Пекин».В этом же году жилой массив при станции Отпор получил статус посёлка городского типа, а 31 июля 1958 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Отпор переименован в посёлок Забайкальск.
Современные границы район приобрёл 24 марта 1977, когда на части его территории был создан Краснокаменский район. Сегодня общая площадь района составляет - 5 253,6 км2, численность постоянного населения на начало 2007 года составила 20 902 человек, в том числе городское население - 10 351 человек и сельское население – 10 551 человек. Забайкальский район расположен на юго-востоке Читинской области на границе с Монголией 46,6 км и КНР - 123,7 км. Наглухо закрытые до начала 90-х восточные ворота страны распахнулись после перестройки, и поток туристов и грузов, как из России в Китай, так и обратно, хлынули через посёлок. Новая жизнь забила ключом. Началось строительство жилья, гостиниц, объектов федерального значения и техническое перевооружение имеющихся предприятий. Так, реконструкция железнодорожной станции позволила превратить её в мощный грузоперерабатывающий комплекс. А открытый в 1998 году международный автомобильный пункт пропуска позволили жителям района одним из первых пережить бум торгово-туристического сотрудничества, когда тысячи китайских и российских «челнаков» двинулись навстречу друг другу.
Сегодня через МАПП «Забайкальск» в обоих направлениях ежегодно проезжает более 250 тысяч транспортных средств и полутора миллионов пассажиров. Количество ежемесячно переходящих через железнодорожную станцию вагонов увеличивается из года в год. Если в 2000 году пропускная способность станции позволяла в день пропускать 16 поездов, после реконструкции парка таможенного досмотра, парка приёма-отправления, сортировочного парка эта цифра достигла 20 единиц. Постоянное увеличение численности населения за счёт миграции, а также благоприятной демографической ситуации: последние три года число рождений стабильно превышало смертность.

Забайкальский район сегодня.

В районе функционирует 9 средних общеобразовательных и одна начальная школы, 5 детских садов, Центральная районная больница, две поликлиники, библиотеки, Детская школа искусств, ФОК, районный узел связи, районное управление федеральной почтовой связи, информационный центр, железнодорожный вокзал, отделение Сбербанка, туристические фирмы, рынки, сеть магазинов частного сектора, коммунальные организации, котельная КЕ, НГЧ-13, РПО водоснабжения и водоотведения, газообменный пункт при АЗС. На территории посёлка расположены все структурные подразделения железной дороги, обеспечивающие бесперебойный и безопасный процесс движения поездов, обеспечивающие строительство объектов и содержание дорог; сельскохозяйственные объекты; подразделения пограничных войск и таможни, осуществляющие контроль над пропуском грузов, охрану границы; учреждения и организации районного значения, обеспечивающие жизнедеятельность и правопорядок в посёлке.
Наличие больших посевных площадей и пастбищ благоприятствовало развитию сельского хозяйства. Также как и многие из других районов – Забайкальский район пережил те самые, как принято сейчас говорить, «золотые годы» сельского хозяйства. Когда передовики овцеводы получали по 100-130 ягнят на 100 овцематок, при стопроцентной сохранности поголовья. Настриг шерсти с одной овцы составлял 4-5 килограмм. Передовые доярки надаивали от одной фуражной коровы более трёх тысяч литров молока. В растениеводстве отдельные звенья механизаторов получали урожаи по 25-35 центнеров с гектара. Трудно перечислить всех передовиков поимённо – их сотни. Но несколько династий, которые вошли в историю района, необходимо назвать. Это животноводы Болотовы, Дондоковы, Дармаевы, Миромановы, Гантимуровы, Лаперпдины. Не меньший вклад в развитие района внесли и механизаторы: Окладниковы, Ярославцевы, Котельниковы, Богдановы, Харитоновы, Машуковы. Забайкальский район славен героями труда. Есть и обладатели высокого звание Героя Социалистического труда, пять человек - кавалеры ордена Ленина, четыре – ордена Октябрьской революции, 27 тружеников района награждены орденом трудового Красного знамени, 21 – орденом «Знак почёта».
На настоящее время в Забайкальском районе имеется семь коллективных хозяйств с различной формой собственности. Неблагоприятные погодные условия, возделывание зерновых культур без качественных паров, без применения минеральных удобрений приводят к потере урожая, что, в свою очередь, влияет на финансовый результат деятельности предприятий. И всё-таки, люди, связавшие свою жизнь с земледелием и хозяйством, живут надеждой на светлое будущее. И рады любой помощи со стороны руководства района, которым предусматриваются все возможные варианты поддержки, кредитации и взаимовыгодного сотрудничества, в частности в сфере предоставления услуг со стороны сельскохозяйственных предприятий в счёт списания с них долговых обязательств.

Приграничное сотрудничество.

Приграничное положение района во многом определяет и приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления. С каждым годом совершенствуется развитие российско-китайских связей в области экономики, культуры, туризма. У Администрации Забайкальского района сложились хорошие добрососедские отношения с Правительством г. Маньчжурия. Постоянные встречи переговоры с Народным Правительством Маньчжурии и коммерческими структурами КНР привели к мысли об углубленном сотрудничестве в экономике.
Продвинулся в своём решении вопрос строительства российской части российско-китайского приграничного торгового комплекса «Забайкальск – Маньчжурия». Завершающий этап трёхсторонних переговоров между делегацией Администрации Забайкальского района во главе с С. Васильевым, представителями Правительства г. Маньчжурии и генеральным директором ООО «Подолье XXI» Ф. Комаровым показал общую готовность всех в продолжение организации новой торговой зоны.
Следует отметить, что по такому виду деятельности как строительство Администрацией района уделяется большое внимание.
На строительство и реконструкцию муниципальных, социально значимых объектов, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, привлекаются средства федерального, регионального и местного бюджета, а также источники внебюджетного финансирования.
Большая работа проведена по решению вопроса обеспечения доступным дошкольным образованием. По трехстороннему инвестиционному договору между Правительством Забайкальского края, ОАО «Российские железные дороги» и Администрацией муниципального района «Забайкальский район» был построен и сейчас успешно работает детский сад на 240 мест в пос. Забайкальск.
Введение в эксплуатацию новой школы в2007 году позволило справиться с дефицитом мест в образовательных учреждениях посёлка. Новая школа собрала под своей крышей более тысячи Забайкальских школьников.

Сохранение культурно-исторического наследия и развитие туризма.

Сегодня в Забайкальском районе есть хорошая основа для развития туризма и тем самым пополнения доходной части бюджета. Здесь есть немало исторических и охраняемых государством мест – так называемый вал Чингисхана, Берёзовая Грива, памятники времён гражданской войны и просто русский быт, привлекающий жителей из Поднебесной. «Нам просто необходимо развивать цивилизованный туризм – уверен глава муниципального района Сергей Васильев – с национальным колоритом во всём – в стиле строений, наборе сувениров, в традиционной русской кухне, одежде обслуживающего персонала. Это будет ярко, привлекательно и дружелюбно для жителей сопредельного государства, желающих лучше узнать Россию». Именно с этой целью ведётся работа над проектом строительства туристического комплекса «Русская деревня».
Также в целях сохранения культурно-исторического наследия и привлечения туристов в рамках празднования 40-летия Забайкальского района и 280-летия утверждения российско-китайской границы будут установлены памятные знаки на въезде в Забайкальский район и одном из старейших сельских поселений района с. Абагайтуй.
Поэтому как бы трудна, сложна, а порой просто несправедлива была жизнь, воспринимать её нужно с терпением и желанием жить и работать сегодня. И забайкальцы, и китайцы, живущие по разные стороны одной границы, понимают, что у обеих сторон нет другого пути, как искать формы и средства для укрепления взаимовыгодного сотрудничества.